Контакты:
serg_mf@mail.ru

Помощь сайту:
Яндекс: 41001120241902

Сохрани:


Счётчики:


Яндекс цитирования
Рейтинг@Mail.ru

Старая Серпуховская Дорога в Чертаново

Данное исследование Романа Сологуба прислал В.М.Пилипчук.


ПОИСК СТАРОЙ СЕРПУХОВСКОЙ ДОРОГИ В ОБЛИКЕ СОВРЕМЕННОЙ МОСКВЫ
МЕТОДОМ ДЕШИФРИРОВАНИЯ АЭРОФОТОСНИМКОВ И КОСМИЧЕСКИХ СНИМКОВ

Сологуб Роман, 7 класс
ГОУ СОШ «Школа здоровья» № 539
Музей истории района Черемушки «На Глинищах»
Руководитель В.М. Пилипчук

Введение

В прошлом на территории Юга и Юго-Запада Москвы располагались земли Зюзинской волости. Сглаженный для строительства городских кварталов рельеф раньше был очень сильно расчленен оврагами, в которых находились истоки рек Котловки, Чертановки, Водянки. Среди оврагов располагались деревни – Шаболово, Зюзино, Чертаново и другие. Между собой и с внешним миром они были связаны дорогами. Какими были эти дороги? Можно ли сегодня представить себе где они проходили и куда вели? Мы попытались ответить на этот вопрос в нашей работе на примере известной в истории и литературе Старой Серпуховской дороги. Она упоминается в описании событий Отечественной войны 1812 года, известно, что на ней вел бои с отступающими французами партизанский отряд полковника Кудашева (сайт г. Серпухова). В 1825 году смерть помещика Времева на постоялом дворе в деревне Чертаново послужила причиной несправедливого обвинения и ссылки в Сибирь композитора Алябьева. На том же постоялом дворе останавливался Лермонтов, отправляясь в ссылку на Кавказ по Старой Серпуховской дороге.

Большая Ордынская дорога – предшественница Старой Серпуховской

Прабабушкой этой дороги была Ордынка – дорога, построенная князем Дмитрием Донским для вывоза дани в Сарай – столицу Золотой Орды. На завоеванных территориях татары требовали строительства хороших дорог, чтобы контролировать ее и собирать дань. Мы проследили путь Ордынской дороги в пределах современной Москвы с помощью статьи Николая Киселева (Московский журнал, 2007 г., №2). Начиналась Ордынка от Красной площади; пройдя по мосту через Москву-реку, в Замоскворечье следовала по улице Большая Ордынка, которая сохранилась до сегодняшнего времени. От Серпуховской заставы Ордынка вела к Данилову монастырю, далее - мимо деревни Котлы в низовье речки Котловки (сейчас р-н метро Нагатинская), миновав которую, поднималась к Верхним Котлам с Каширской развилкой (сейчас развилка Каширского и Варшавского шоссе). Вскоре у непроходимого Чертановского леса сворачивала на запад (там теперь начинается Нахимовский проспект) и вдоль Котловки приводила в село Зюзино-Борисовское (от него сейчас остался храм Бориса и Глеба на ул. Перекопская). Таким образом, можно сказать, что ордынская дорога проходила почти мимо нашей школы. «Непроходимый чертановский лес» с тех пор сильно уменьшился в размерах и стал современным природным парком «Битцевский лес». Оттуда путь лежал в районе села Коньково-Троицкое к селу Теплый Стан, а затем Голубино, на месте которых сегодня располагаются улицы и районы Юго-запада с одноименными названиям

Маршрут Ордынки:

Исследование Старой Серпуховской дороги

С течением времени маршрут Ордынки в пределах современной Москвы и ближайшего Подмосковья претерпел изменения. К концу XVII века она шла от Котлов прямо на юг через Чертаново, Красное, Бирюлево и Старую Битцу, минуя Ясенево – то есть ее спрямили. Именно в таком виде дорога изображена на карте Шуберта, изданной в XIX веке.

Старая Серпуховская Дорога на карте Шуберта, середина 19 века:

В 1845 году путь на юг спрямили еще раз, построив Варшавское шоссе. Для ее поисков мы решили сравнить карты разного времени. Кроме карты Шуберта в нашем распоряжении были аэрофотоснимки Москвы и Подмосковья 1942 года, сделанные немецкими самолетами-разведчиками. Они размещены в интернете на сайте http://wwii.sasgis.ru

Общий вид исследуемого участка:

Рассмотрим участок дороги от развилки с Варшавским шоссе до реки Чертановки. Серпуховскую дорогу на этом снимке видно по следующим опознавательным признакам: темный тон (на фоне распаханных полей), зернистость древесной обсадки, а главное – двойная структура (дорога имела два разных полотна для езды в противоположных направлениях). Темный тон изображение имеет в тех местах, где в момент съемки дорога уже не использовалась и заросла травой. Сейчас на этом месте находятся новое Варшавское шоссе (спрямленное еще раз после вхождения в черту Москвы), Черноморский бульвар, Балаклавский проспект. Рядом – станция метро Чертановская и улица Чертановская.

Любопытным совпадением является то, что эта улица, протянувшаяся в том же направлении и примерно в том же месте, что и наша дорога, также имеет два разнонаправленных полотна, разделенных трамвайными путями. Следующий снимок включает участок дороги около деревни Чертаново:

Она располагалась на месте современного метродепо «Варшавское» и торгового комплекса «Ритейл-парк». Дорога опознается здесь уже по светлому тону изображения и все той же двойной структуре. Светлый тон означает, что она используется в этом месте как дорога местного значения. Этот участок располагается между Чертановской и Кировоградской улицами, а наша дорога пересекает здесь Сумской проезд. Затем на протяжении нескольких километров Старой Серпуховской дороги лакуна – снимки SASGIS отсутствуют. С большим трудом дорога снова обнаруживается на снимке с деревней Бирюлево:

Дело в том, что она располагается в северо-восточном углу снимка, в котором чтению изображения мешает облачность и загнутый угол. Однако и здесь мы можем ее четко опознать по зернистости древесной обсадки, а главное – двойной структуре. Сейчас на этом месте находятся кварталы по Чертановской улице и улице Академика Янгеля. Нашей рабочей гипотезой стало предположение о том, что в облике современного города от Старой Серпуховской дороги должно было что-то остаться. Для ее проверки мы сопоставили снимки SASGIS с современными космическими снимками Москвы, взятыми с ресурса «Яндекскарты». Прямо на полотне Старой Серпуховской дороги мы видим военный городок на улице Академика Янгеля. За военным городком – участок леса. Рассматриваем современный снимок в самом крупном масштабе. Есть – в зернах древесных крон прослеживается линейность. Старая Серпуховская дорога?

Теперь необходимо выехать на место и проверить наше предположение. Военный городок на улице Янгеля оказался заброшенным. На обочинах его главной улицы мы видим посадку старых ясеней. Но их могли посадить и позже. Улица заканчивается бездействующим контрольно-пропускным пунктом. Сразу за ним насыпь, высотой около одного метра, со старыми березами на склонах. У подошвы насыпи прослеживаются заплывшие кюветы. Рядом вторая такая же. Проезжая часть на вершине насыпи совсем неширокая – не превышает двух метров и сейчас в значительной степени размыта и оплыла. Именно поэтому дорогу перестали использовать, когда на смену повозкам пришел автотранспорт.

 Поиски следов Старой Серпуховской дороги мы продолжили в лакуне между снимками 1942 года. Для этого мы нанесли на современный снимок линию, привязавшись к двум точкам: пруд, оставшийся от села Красное, стоявшего на Старой Серпуховской дороге и уже известный нам военный городок. На участке между кинотеатром «Ашхабад» и универсамом «Седьмой континент» на линии обнаруживается древесная посадка, протянувшаяся под углом к современным улицам и обрывающаяся с одной стороны к Сумской, а с другой к Днепропетровской улице. Выехав на место, обнаруживаем двойную (!) дубовую аллею без насыпи. Близко друг к другу посаженные дубы не вырастают большими, поэтому вполне могут быть старой дорожной обсадкой.

 Проверяем наше предположение.

Старожил Федотов Петр Федорович, житель бывшей деревни Чертаново, подтвердил нам, что это участок Серпуховской дороги.

Актуальность исследования

Эти следы прошлого в облике современной Москвы необходимо сохранить, так как, в отличие от центра, на окраинах Москвы немного исторических памятников. Участок у заброшенного военного городка, с учетом высокой стоимости московской земли, нуждается в благоустройстве. На его месте без больших дополнительных затрат можно создать парк «Серпуховская дорога», а насыпи дороги сохранить как музеефицированный объект. Полотно Старой Серпуховской дороги проходит через территорию нескольких образовательных учреждений, например, Дом пионеров имени Павла Андреева и ГОУ СОШ № 728. В одном из них может быть создан школьный музей Старой Серпуховской дороги.

Литература
Киселев Н., священник. Большая Ордынская дорога. Московский журнал, 2007 г., №2
Сайт города Серпухова
САСГИС. Аэрофотоснимки Второй мировой войны. http://wwii.sasgis.ru
Ярославцева С.И. Девять веков юга Москвы, М., АСТ: Астрель, 2008


В октябре 2011 года админ посетил места около к/т "Ашхабад" и сделал фотографии.

Фото админа:

Все фото можно посмотреть в фотогалерее в разделе "Артефакты". Там же можно всё это обсудить.

Также усилиями краеведов был обнаружен ещё один сохранившийся участок двойной дубовой обсадки - около 129-й поликлиники (Чертановская 28).

Фото админа:

Все фото можно посмотреть в фотогалерее в разделе "Артефакты". Там же можно всё это обсудить.

Globbus cделал наложение в фотошопе трассы с карты 1968 года на карту Гугл.
Красное и фиолетовое - трасса с карты (линия кружков)
синее - найденные фрагменты.



Интересную дискуссию о Серпуховской Дороге можно почитать под одной их фотографий в фотогалерее - тут.