Контакты:
serg_mf@mail.ru

Аэродром в Чертанове

Расположение аэродрома

Чуть севернее современной станции метро "Южная" с 1936 года до 1949 год был учебный аэродром.

Аэродром начал функционировать в 1936 году и насчитывал 15 самолётов.

В 1941 году вторая военно-авиационная школа первоначального обучения (ВАШПО) для организации учебного аэродрома получила эту же площадку. Тут размещались - взлетно-посадочная полоса для учебных самолетов, бензохранилище и ангар для боеприпасов. В октябре, в связи с приближением фашистов к столице, на этот аэродром возможно передислоцировали 173-й истребительный полк противовоздушной обороны Москвы. Этот период (1941-1949) жизни аэродрома не оставил нам фотографий, в отличии от периода последующего (об этом дальше). Есть лишь немецкая аэрофотосъёмка 1941-1942 годов. Возможно видимая белая полоса на снимке является ВПП (взлётно-посадочной полосой) аэродрома или же, если это не она, возможно ВПП как таковой не было - было поле для взлёта. Также этот снимок пока неполный - к сожалению нет участка от нынешнего сквера до нынешней Сумской улицы. Про местонахождение ВПП читайте также дальше по тексту.

С 1950-х годов аэродром был передан ДОСААФ и стал гражданским учебным аэродромом и использовался для полётов планеристов а также (по воспоминаниям местного жителя) для опыления самолётами близлежащих колхозных полей. С 1949 года аэродромом владел Второй Московский Аэроклуб. Взлётно-посадочная полоса (ВПП) аэродрома 40-х годов располагалась на месте нынешнего сквера. Причём её расположение по оси восток-запад более логично, так как ось север-юг имеет бОльший перепад по высоте. Также это месторасположение ВПП более благоприятствует розе ветров. Или же, возможно, как таковой ВПП не было, а было "поле", то есть некая площадь для взлёта и посадки самолётов. По воспоминаниям жителя деревни Чертаново Н.В.Черногорова аэродром находился на месте нынешнего дома 7 по Чертановской улице среди пшеничных полей. Именно на этот аэродром 12 октября 1941 года летел самолёт, который упал на взлётное поле между нынешними домами 10-1 и 10-2 по Кировоградской улице. Причём во всех источниках указывается, что самолёт "упал на взлётное поле". На этом месте поставлен памятник. Таким образом очерчены границы "поля" (ВПП): Чертановская 7 - Кировоградская 10-1. Но позже, в 1950-х и 1960-х годах поле условно могло расширится, так как на аэродроме стали прозводиться запуски лёгких планеров, не требовательных к ВПП как таковой. В сети имеется 20 фотографий этого аэродрома, выложенных Аэроклубом (ссылка уже метрва).  Анализ этих некоторых фотографий позволяет предположить, что эти фотографии могли быть сделаны немного западнее - примерно из районов домов 15-17-19 по Сумскому проезду. Вероятно "поле", на котором взлетали планеры - продолжалось почти до леса. То есть - "поле" 1960-х годов могло не совпадать с "полем" 1940-х годов, хотя и включало его. Местный житель вспоминает, что в 1960-е года аэродром был почти на месте нынешнего торгово-развлекательного центра "Глобал-Сити", что в свою очередь позволяет предположить, что в 1960-х годах учебный аэродром ДОСААФ и аэродром, используемый для опыления колхозных полей были расположены в разных концах "расширенного" поля 1940-х годов. Так как на некоторых фотографиях аэродрома видны деревенские дома, это позволяет сделать вывод, что они были сделаны на месте нынешнего сквера или на месте нынешней школы 728, так как в других частях "поля" деревенских домов не видно.

В январе 2010 года мне прислали ответное письмо из Второго Московского Аэроклуба, где подтвердили, что фотографии с тэгом "Чертаново" действительно сняты в нашем Чертанове, а не в деревне Чертаново Волоколамского района Московской области, где в 1930-е - 1940-е годы тоже был военный аэродром, на который даже приезжал Чкалов. Кстати это весьма путает многих исследователей, когда они ищут нужную информацию в сети. Будьте внимательны! Также в письме было сказано, что на нынешнее расположение Второго Московского Аэроклуба в Пахомово Тульской области приезжают ветераны и они могут рассказать подробности об аэродроме в Чертанове.

Итак фотографии аэродрома:

Фотография № 1, где отлично видны Зюзинские дома: Оригинал.

Вот те же Зюзинские дома на карте 1964 года:

Утверждения некоторых краеведов о том, что эта фотография была сделана на месте будущего эксперементального района Северного Чертанова считаю безосновательными. В качестве аргумента этой версии приводится довод, что Зюзинские дома расположены слишком близко от наблюдателя. Я думаю, что это просто эффект наблюдателя при взгляде через открытое пространство. Сейчас на месте аэродрома множество домов и поэтому при взгляде на эту фотографию кажется, что Зюзинские совсем рядом. Также на месте нынешнего эксперементального района Северное Чертаново была довольно пересечённая и заболоченная местность, не позволяющая назвать её "полем" для взлёта планеров. Снимок вполне мог быть сделан с вышеназванных координат на Сумском проезде. Также на некоторых фотографиях аэродрома видны деревенские дома, что позволяет сделать вывод, что эти снимки были сделаны или с места нынешнего сквера или с места нынешней школы 728 и её окрестностей. А один аэродром в одно и то же время не может быть сразу в двух местах - около деревни Чертаново и на пустыре в районе эксперементального района Северное Чертаново, тем более там не было никаких деревенских домов.

Недавно на сайте http://www.wikimapia.org увидел новый вариант нахождения аэродрома - в комментарии к объекту "поле", которое расположено сразу южнее под овалом ипподрома я прочитал, что некая бабуля рассказывала, "что на этом поле в войну был аэродром", а "15 лет назад сапёры вывезли оттуда два десятка авиационных бомб". Мысль интересная и местность ровная, но во-первых маловато поле для взлёта самолётов, во-вторых - больше об этом никто не слышал, вероятно это путаница с настоящим аэродромом, в третьих - если это поле было бы продолжательницей аэродрома 1960-х годов, то такой снимок Зюзинских домов не получился бы, уж слишком это поле западнее и деревенских домов там никогда не было. И главное - не могло быть так рядом ДВУХ военных аэродромов, а один (наш) военный аэродром в известных координатах был точно. А бомбы вполне там могли быть, потому что там недалеко проходила линия обороны во время Великой Отечественной Войны и в самом лесу осталось много артефактов - окопы, блиндажи, доты, колючая проволока и возможно оставшиеся боеприпасы, хотя мне кажется, что боеприпасы - это городская легенда.

С помощью сервиса хорошего сайта etomesto.ru попытался поточнее совместить две карты - современную (google) и карту 1964 года и позволил себе предположить - где находились точки съёмки фотографий 1 и 2, 3, 4, 5, 6, 7 (которые находятся ниже по тексту) и направление взгляда фотографа.

По поводу фотографии № 1 тут получилась большая дискуссия и с помощью убедительных свидетельств Алексей доказал местонахождение точки съёмки по правой стороне нынешней Чертановской улицы около дома 7. Так что на вышеприведённой схеме точка 1 неверна. Спасибо Алексею за дотошность!

Подробнее:

В анализе фотографий № 2 и № 7 мне помог Алексей, за что ему большое спасибо! Вероятно чуть левее оси (2) виден песчаный карьер. Также явно видно понижение, овраг (река Чертановка) и пойму - будущий эксперементальный район Северное Чертаново.

(примечание: это не ТА САМАЯ опора ЛЭП, а другая. Их там много. :)

На фотографии № 7 не видно заводской трубы, потому что труба была построена в промежутке с 1959 по 1963 год. Фотография № 2 сделана в 1964 году, а фотография № 7 - в 1957 году. На карте 1964 года видны два прямоугольных объекта - левый объект ныне принадлежит ФГУП «Научно-производственный центр автоматики и приборостроения имени академика Н.А. Пилюгина» (ФГУП «НПЦАП»), ранее - специализированный научно-исследовательский институт автоматики и приборостроения - НИИ АП, основанный в 1963 году (источник), а правый объект - это ФГУП «НПП «Торий», основанный в 1959 году (источник). Фотография этой трубы в настоящее время - тут.

А белая гладь на заднем плане на фотографии № 7 - это не вода а вероятно поле с засеянной пшеницей или игра света на обычном поле, на песчаный карьер с фотографии № 2 это не очень похоже а возможно песчаного карьера ещё не было.

Потрясающе подробный и интересный анализ фотографий № 2 и № 7 мне прислал Алексей. Стало совершенно ясно, что фотографии № 2 и № 7 сняты примерно из одного и того же места. Ниже приведён эскиз работы Алексея, советую рассматривать его оригинал.

Думаю фотография № 5 сделана почти с того же места, что и фотография № 1

На фотографии № 3 и на фотографии № 6 явно одинаковые дома - пять домов в ряд и один яркий белый дом справа, на карте 1964 года есть такое же похожее место

Возможно труба - это труба в Котляково.
А на фотографии № 3, где тоже видны эти дома, трубу закрывает собой девушка-регулировщица.

Расположил фотографию № 4 именно так - потому что она была сделана за 10 лет до остальных в 1955 году и тех деревенских домов, которые мы видим на других фотографиях 1965 года - ещё не было. А деревенская ЛЭП видна - судя по карте 1951 года - есть только одно место, куда можно поставить эту фотографию, что я и сделал

Карта Мосгоргеотреста 1951 года:
Полная версия этой карты - тут.

1 - Домик, к которому ведёт ЛЭП - вероятно связан с аэродромом.
2 - Территория за ограждением. А не бензохранилище ли это?
3 - предположительный взгляд фотографии №4
4 - одинокое строение на пустыре, тоже заставляет задуматься.

Интересный и душевный рассказ о происходивших в 1959 году на Чертановском аэродроме событиях можно прочитать тут.


Фотографии

Галерея фотографий аэродрома Чертаново 1950-1960-х годов с сайта Второго Московского Аэроклуба. Источник. (кликабельно!) Год фотографии есть в её названии. Также все эти фотографии Вы можете посмотреть в фотогалерее.


Памятник лётчикам

Ночью 12 октября 1941 года экипаж в составе командира Юрия Петровича Тихомирова, штурмана Алексея Яковлевича Ончурова, стрелка-радиста Павла Алексеевича Вороны получил приказ бомбить танки врага в районе Юхнова. Летчики летели на самолёте СБ-2 и принадлежали 173-му авиаполку, который базировался на Оствфьевском аэродроме (южнее Бутово). Погода была нелетной, высота облачности 300 м, дождь со снегом, видимость ограничена. Но экипаж выполнил задание и разбомбили вражеские танки. От зенитного огня противника самолет сильно пострадал. Внутри кабины разорвался снаряд, осколками которого был убит штурман Алексей Ончуров. Тяжело раненый пилот Юрий Тихомиров сумел развернуть горящий самолет и над Варшавским шоссе повел его в Остафьево. Связь с экипажем прервалась после того, как стрелок-радист Павел Ворона сообщил, что самолет горит. Не сумев приземлиться в Остафьеве, горящий двухмоторный самолет в крутом пике врезался в землю на краю учебного аэродрома в Чертанове. Курсанты сбили пламя, обнаружили тела двух летчиков. Передняя кабина глубоко ушла в землю, и извлечь тело штурмана не смогли. Школа в тот момент переводилась на новое место дислокации, и на опустевшем аэродроме не было техники, необходимой для этого. По полетному заданию, найденному в планшете командира, тогда же установили состав и имена членов экипажа. Тела Юрия Тихомирова и Павла Вороны отправили в тыл для захоронения. Комиссар 2 й эскадрильи Сергеев написал донесение о случившемся в штаб ВВС. Где захоронены летчики неизвестно.

За новые детальные подробности и за информацию про Остафьево спасибо известному краеведу и ныне депутату муниципального собрания Зюзино Светлане Ярославцевой. (газета "Муниципальный Вестник" за январь 2012г.)

Экипаж:
- командир звена, пилот, лейтенант Юрий Петрович Тихомиров (1919 (род. в г.Куйбышев) - 1941)
- стрелок-бомбардир-наблюдатель, лейтенант Алексей Яковлевич Ончуров (1918 (род. в деревне Немовщина Свечинского района Кировской области) - 1941);
- стрелок-радист, сержант Павел Александрович Ворона (1919-1941)
О самолёте СБ-2 Вы можете почитать тут и тут.

В 1968 году между первым и вторым корпусами дома номер 10 по Кировоградской улице тянули кабель. Ковш экскаватора извлёк кусок металлической обшивки самолёта с ясно различимой красной звездой. Далее из земли достали два авиадвигателя, бортовые пулемёты, искорёженные винты, личные вещи лётчиков и останки одного из членов экипажа. Следопыты зюзинской школы № 629 по названию завода-изготовителя и номерам двигателей, а также дате выпуска винтов установили имена членов погибшего экипажа.

Документальных подтвержений о том, что А.Ончуров похоронен на этом месте - нет.

На месте гибели самолёта в 1970 году был установлен обелиск с именами героев, а 1 октября 1971 года у здания школы № 629 (Большая Юшуньская ул., 14) был открыт памятник "Защитникам московского неба". Фотографии в 2007г. сделал Александр: (кликабельно)

9 мая 1995 года стараниями поэта-фронтовика Анатолия Цветкова, другими членами Совета Ветеранов - В.И. Бахтина и Л. И. Раппопорта, а также супрефекта муниципального района Е.И. Муленкова, между домами 10-1 и 10-2 по Кировоградской улице был открыт мемориал памяти. Авторы памятника - скульптор А.М. Рылеев и архитектор М.И. Судаков. Он представляет из себя поставленное вертикально металлическое крыло самолёта с красной звездой и обелиск с мемориальной доской, рассказывающей о героическом экипаже, и вторым покорёженным винтом СБ. Тут же расположен и памятник лейтенанту А.Я.Ончурова с его портретом, на нём ещё раз перечислены имена лётчиков погибшего экипажа. Распоряжением правительства Москвы N 1173-ПП от 21 декабря 1999 г. памятник был включен в Государственный список памятников истории и культуры г.Москвы под названием "Учебный аэродром (фрагмент) в Чертаново".

"Постановление Правительства Москвы от 21 декабря 1999 г. N 1173 "О включении в Государственный список памятников истории и культуры г.Москвы памятного места, связанного с историей Великой Отечественной войны 1941-1945 гг., расположенного по адресу: Кировоградская ул., вл.10"

В связи с 58-й годовщиной битвы под Москвой, а также в соответствии с Законом Российской Федерации "Об охране и использовании памятников истории и культуры" Правительство Москвы постановляет:

1. Включить в Государственный список памятников истории и культуры г.Москвы памятное место "Учебный аэродром (фрагмент) в Чертаново", расположенное по адресу: Кировоградская ул., вл.10, связанное с гибелью при защите Москвы в октябре 1941 года экипажа бомбардировщика СБ-3 173-го авиаполка 77 АД ВВС КА в составе:
- командира звена, пилота, лейтенанта Юрия Петровича Тихомирова (1919-1941);
- стрелка-бомбардира-наблюдателя, лейтенанта Алексея Яковлевича Ончурова (1918-1941);
- стрелка-радиста, сержанта Павла Александровича Вороны (1919-1941).
2. Отнести указанный объект к памятникам истории и культуры местного значения.
3. Префекту Южного административного округа до 1 июня 2000 г. оформить совместно с Главным управлением охраны памятников г.Москвы соответствующую охранную документацию.
4. Главному управлению охраны памятников г.Москвы осуществлять постоянный контроль за сохранностью и содержанием памятника истории и культуры.
5. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя Премьера Правительства Москвы Ресина В.И.

Премьер Правительства Москвы Ю.М. Лужков"

С годами обелиск несколько утратил былую свежесть, поэтому управа и районный Совет ветеранов Чертанова Северного решили к 22 июня 2006 года отреставрировать памятник и добавить новую гранитную плиту. Нужда в ней возникла благодаря поисковикам, которым удалось найти фотографию командира экипажа Юрия Тихомирова. Теперь на гранитной плите два портрета - Юрия Тихомирова и Алексея Ончурова.

Фото админа от июля 2009г (кликабельно):

Ранее, когда не была известна фотография Ю.П.Тихомирова, монумент выглядел так (фото взято тут):

В феврале 2010 года админ сделал зимние фотографии памятника. Кликабельно (большой размер!)